Быть услышанным в международном научно-образовательном пространстве

В 2015 году в национальном исследовательском Томском государственном университете в рамках программы повышения конкурентоспособности был запущен пилотный проект «Повышение языковых компетенций обучающихся в ТГУ (кластер естественнонаучных факультетов)». В настоящее время университет  реализует еще четыре проекта, направленных на создание англоязычной среды: «Развитие иноязычной компетенции студентов ТГУ», «Развитие языковой компетенции профессорско-преподавательского состава ТГУ (неязыковые факультеты, английский язык)», «Совершенствование профессиональных компетенций преподавателей английского языка НИ ТГУ», «Создание в ТГУ англоязычной среды в целях привлечения студентов из ведущих иностранных университетов». О результатах и перспективах этой большой работы мы беседуем с ее участниками.
 
English.jpgИнформационное пространство глобального сетевого общества на 80% состоит из англоязычных источников. Английский язык, бесспорно, господствует в научной коммуникации. Он является рабочим языком большинства статусных научно-практических конференций, авторитетных экспертных сообществ. Мировые рейтинговые агентства, международные базы научного цитирования имеют англоязычный контент. Одно из стратегических направлений развития Томского государственного университета - создание интернациональной академической среды.
 
Англоязычный пул ТГУ объединяет студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, ученых, сотрудников разных университетских подразделений. Свободное владение языком, его активное использование в профессии постепенно становится базовым элементом учебной деятельности не только на профильных направлениях подготовки. Физический и химический факультеты одними из первых поддержали эту тенденцию, включившись в проект «Повышение языковых компетенций обучающихся в ТГУ (кластер  естественнонаучных факультетов)» (руководитель - В.В. Демин, проректор по учебной работе), инициированный преподавателями факультета иностранных языков.
 
1_0.jpgВот что рассказывает менеджер проекта, старший преподаватель кафедры английской филологии факультета иностранных языков Ирина Савицкая:
- На протяжении всего учебного года в рамках нашего проекта проводятся обязательные аудиторные занятия по английскому языку для студентов ФФ и ХФ (6 часов в неделю). Полученные знания актуализируются за пределами учебной аудитории, где английский язык выступает как средство межкультурной и профессиональной коммуникации. Мы постарались продумать все - от оформления аудиторий до  разработки специальных учебно-методических материалов. Участниками проекта организованы и проведены  мероприятия на английском языке: студенческие научно-практические конференции, летняя  и зимняя  школы интенсивного изучения  языка,  вербально-интеллектуальная игра-соревнование, КВН и т.д. Первокурсники и второкурсники слушают лекции на английском языке своих преподавателей, а также приглашенных ученых из Германии, Франции, Бразилии и 2.jpgВеликобритании. Первые участники проекта - бакалавры, магистранты и аспиранты этих факультетов - уже сами проводят лекционные, лабораторные и семинарские занятия на английском языке со студентами младших курсов. Колоссальные усилия и мастерство участников проекта, высокая работоспособность студентов принесли свои плоды. В 2016 году в олимпиаде по английскому языку среди 18 факультетов Томского государственного университета команда физического факультета заняла 4 место, а команда химического факультета – 5 место. Для сравнения отметим, что в 2015 г. команды этих факультетов были лишь на 15 и 14 позиции, соответственно.
3.jpgПервые результаты вдохновили специалистов ФИЯ на расширение своего партнерства с разными структурными подразделениями университета по формированию англоязычной среды. Появились новые программы повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава всех факультетов нашего вуза. Координатору и вдохновителю этого направления работы – и.о. декана факультета иностранных языков Евгении Тихоновой - удалось подобрать специалистов, которые смогли выстроить индивидуальные образовательные траектории для слушателей разного уровня владения языком. Увеличение числа публикаций на английском языке, расширение географии участия сотрудников ТГУ в международных конференциях, зарубежных грантовых программах, -  результаты реализации программы повышения конкурентоспособности университета, к которым участники проекта имеют самое непосредственное отношение.
 
4.jpgЗаместитель декана ФИЯ по инновационным технологиям, проектный менеджер Елена Шульгина говорит, что в 2016 году в проект вошли геолого-географический (направление подготовки «География») и радио-физический факультеты (направление подготовки «Радиофизика»), а также биологический институт (направление подготовки «Биология»). Достигнутые результаты становятся все более ощутимыми с появлением еще двух проектов: «Развитие иноязычной компетенции студентов ТГУ» (руководитель - В.В. Демин, проректор по учебной работе) и «Создание в ТГУ англоязычной среды в целях привлечения студентов из ведущих иностранных университетов» (руководитель – Рыкун А.Ю., проректор по международным связям).
 
5.jpgК реализации проектов подключаются все новые участники. Так, в начале ноября группа первокурсников геолого-географического факультета во главе с преподавателем кафедры английского языка естественнонаучных и физико-математических факультетов Владимиром Воздвиженским провели на английском языке открытое занятие-презентацию для будущих рекламистов и PR-специалистов. Студенты с интересом посмотрели научно-популярный фильм про возобновляемые виды топлива, приняли участие в обсуждении перспектив развития энергетики в мире. Затем состоялся разговор по поводу возможности внедрения в образовательную практику всех факультетов технологии глубокого погружения в профессиональный английский язык. По мнению Владимира Воздвиженского, ТГУ обязательно заговорит на английском (рано или поздно), поскольку сегодня это просто жизненная необходимость.
 
В заключение встречи студенты направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» поделились своим опытом изучения разговорного, делового и профессионального английского языка в рамках учебной деятельности. Они пригласили студентов ГГФ к участию в научно-практической интернет-конференции «Connect-Universum», ее рабочими языками являются русский и английский. Конференция проводится кафедрой социальных коммуникаций факультета психологии с 2009 года, в ней принимают участие теоретики и практики социальных коммуникаций, рекламы и связей с общественностью из десятков стран мира. Каждый год на конференции звучат доклады на английском языке студентов и преподавателей кафедры.
 
6.jpgВесь проектный кластер по формированию англоязычной среды в ТГУ работает на решение сверхзадачи – английский должен звучать на территории  всего университетского кампуса: от учебных аудиторий и общежитий до научной библиотеки и Центра культуры. И тогда голос Томского государственного университета зазвучит еще более уверенно в международном научно-образовательном пространстве.
 



P.S.
В рамках подготовки этого материала были опрошены студенты разных факультетов об отношении к формированию университетской англоязычной среды. Все респонденты были единодушны в поддержке этой инициативы. В качестве примера приведем ответ студента РФФ Андрея Шульга (в авторской редакции).
7.jpg

- So, first of all, the English language is an international language and in our time, there a lot of big companies where English is one of the main requirements. At the moment, we are studying English basics, due to modern technologies we can watch some media materials, listen to some audio files, which helps us to learn it faster. I can tell about many advantages of studying English, for example it’s our employment in large companies, we can exchange experience with foreign companies which could help you to earn a lot of money there are, if you are intelligent enough. But unfortunately we have not got any possibly to practice our language in a professional sphere. I can tell you about my uncle, who studied in England, after university he came here, worked as English language tutor, but after 3 years he went to Canada. Of course it was hard at first time, but now he has two positions which aren't very hard, and lives quietly, he has no need in anything.

Материал подготовлен участниками проекта
«Внутренние электронные коммуникации без барьеров»