Научная деятельность

Научная деятельность Факультета иностранных языков (ФИЯ)
На ФИЯ работает 12 докторов наук и 39 кандидатов наук.
Предметное поле исследований охватывает сферу овладения иностранным языком и его роли в концептуализации и категоризации мира, в познавательных процессах.
  • Лингвистическое направление исследований связано с выявлением и описанием феноменов дискурса разных типов в межкультурном и профессионально ориентированном контекстах.
  • Педагогическое направление реализуется в рамках междисциплинарного исследования организации образовательной деятельности, направленной на развитие когнитивных, лингвофилософских, психологических оснований компетенций личности при обучении иноязычному дискурсу; в разработке научно-обоснованных методик и технологий обучения в условиях современной образовательной среды.
Аспирантура
С 2002 г. на факультете открыта аспирантура по направлению 44.06.01 Образование и педагогические науки, специальность 13.00.02- Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки, уровень  профессионального образования) – руководитель ООП д-р пед.н., профессор С.К. Гураль.
  • В рамках аспирантуры реализуется программа двойных дипломов с университетом Люмьер Лион-2 (Франция), научный руководитель профессор Ж.-К. Ренье (защищены 3 PhD диссертации).
  • В рамках научной школы профессора С.К. Гураль «Лингво-философские и когнитивные основания обучения иностранным языкам» защищено 15 кандидатских диссертаций, одна докторская диссертация, обучается 11 аспирантов.
Создание исследовательской лаборатории
С 2015 г. на факультете функционирует Лаборатория социокогнитивной лингвистики и обучения иноязычному дискурсу (основатель проф. Гураль, руководитель д-р пед.н., доцент О.А. Обдалова).
  • Высокие достижения в деятельности лаборатории обеспечиваются участием известных мировому научному сообществу ученых Д. Гиллеспи (Великобритания), И. Кечкеш (США), К. Ренье (Франция). Зарубежные сотрудники лаборатории являются ведущими учеными в своих областях знания, главными редакторами, со-редакторами высокорейтинговых научных журналов.
  • В рамках деятельности Лаборатории в октябре 2015 г и 2018 г. проведены международные семинары по когнитивной лингвистике и прагматике TOWOCOLP участием 7 зарубежных учёных-лингвистов с мировым именем (организаторы проф. Кешкес, проф. Обдалова).
  • Лаборатория социокогнитивной лингвистики и обучения  иноязычному дискурсу исследует и разрабатывает: когнитивные, социолингвистические и прагматические аспекты иноязычных дискурсов; рецептивно-продуктивную речевую деятельность обучающихся на иностранных языках; условия эффективности обучения иноязычному дискурсу обучающихся (уровень бакалавриата, магистратуры, аспирантуры) в профессионально ориентированных контекстах; методические модели, подходы, системы обучения иноязычному дискурсу в условиях когнитивного общества.
Постоянно действующий научный семинар
Научный семинар «Современные проблемы лингвистического образования» под руководством профессора С.К. Гураль.
Международные конференции
  • Визитной карточкой факультета иностранных языков является ежегодная Международная научная конференция «Язык и культура», которая собирает ведущих ученых, специалистов и молодых исследователей и преподавателей из многих университетов Российской Федерации и зарубежных университетов и лингвистических школ.
  • Ежегодно проводятся научно-практические конференции для молодых ученых и аспирантов.
Издаются научные журналы:
  • Научный периодический журнал «Язык и культура» РИНЦ (импакт-фактор 2017 – 0,717) (WoS), основатель и главный редактор профессор С.К. Гураль
  • научный периодический журнал «Language and Culture»
  • ежегодный сборник научных трудов международной научной конференции Язык и культура (РИНЦ)
Научные направления кафедр
Кафедра английской филологии
  • Лингво-когнитивные,  социолингвистические и этнолингвистические аспекты межкультурной иноязычной коммуникации          
  • Прагматика перевода иноязычных дискурсов
  • Лингвистика иноязычных дискурсов
  • Теория и методика обучения иноязычному дискурсу
  • Эко-этническая когнация народов Сибири
  • Глобальный английский язык и особенности его функционирования в современном мире
  • Экспериментальные исследования особенностей русско-английского билингвизма
Кафедра романских языков
  • Развитие отечественной и зарубежной педагогики и систем образования в сравнительном аспекте
  • Когнитивная и коммуникативная лингвистика в иноязычном дискурсе
  • Стратегии обучения различным видам перевода
Кафедра китайского языка         
  • Синология: исследование в области китайского языка и культуры
Кафедра немецкого языка
  • Германское языкознание (диахронное и синхронное), ономастика, лексикография, контактология, социолингвистика, транслятология     
  • Обучение профессионально ориентированному немецкому дискурсу
  • Акмеологическая составляющая обучения иностранному языку
Кафедра английского языка естественнонаучных и физико-математических факультетов
  • Обучение профессионально ориентированному англоязычному дискурсу
  • Психолого-педагогические основы овладения иностранным языком
  • Дидактический потенциал современных ИТ средств обучения иностранному языку