Отчёт секции 11

Отчет о проведения заседания
секции 11 Инновации в проектировании образовательной среды при обучении иностранным языкам
Руководители: Минакова Людмила Юрьевна, к. пед.наук, доцент кафедры английского языка естественнонаучных и физико-математических факультетов, Томский государственный университет
Шульгина Елена Модестовна, к. пед.н, наук, доцент, заведующий кафедрой английского языка естественнонаучных и физико-математических факультетов, Томский государственный университет
В работе секции приняли участие 26 человек, 16 участников выступили с докладами. География участников – Москва, Новосибирск, Якутск, Иваново, Пермь, Томск.
Были сделаны следующие доклады:
  1. Бариленко Ирина Александровна, доцент кафедры иностранных языков, Специализированный учебно-научный центр Новосибирского государственного университета кафедра иностранных языков. Модульный подход в практике обучения иностранным языкам в специализированной школе.
  2. Буб Александра Сергеевна, доцент кафедры романских языков ФИЯ ТГУ, Душейко Александра Суфуатовна, доцент кафедры английского языка естественно-научных и физико-математических факультетов ФИЯ ТГУ,  Языковой дневник функционального билингва как инструмент исследования и создания искусственной иноязычной среды.
  3. Васильева Мария Артуровна, аспирант Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, г. Пермь; старший преподаватель кафедры русского и иностранных языков Ивановского государственного энергетического университета им. В.И. Ленина, г. Иваново. Применение комплекса аудиовизуальных средств в обучении иностранным языкам студентов неязыковых специальностей
  4. Ечина Елена Григорьевна, преподаватель каф. английского языка естественнонаучных и физико-математических факультетов ФИЯ ТГУ. Особенности обучения анализу использования жанровых трансформаций при переводе художественных текстов.
  5. Иванова Александра Владимировна, старший преподаватель, ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Амосова", Институт зарубежной филологии и регионоведения, кафедры "Восточные языки и страноведение".г. Якутск. Современные подходы к изучению второго иностранного языка студентов языкового вуза
  6. Костина Екатерина Алексеевна, декан факультета иностранных языков, ФГБОУ ВО "Новосибирский государственный педагогический университет", факультет иностранных языков. Костина Елена Дмитриевна, специалист по учебно-методической работе I категории Образовательного лингвистического центра факультета иностранных языков, ФГБОУ ВО "Новосибирский государственный педагогический университет", факультет иностранных языков. Чернова К.С, старший преподаватель кафедры английского языка, ФГБОУ ВО "Новосибирский государственный педагогический университет", факультет иностранных языков. Использование цифрового образовательного ресурса «Английский язык и страноведение» в образовательной среде языкового факультета педагогического вуза.
  7. Минакова Людмила Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка естественнонаучных и физико-математических факультетов ФИЯ ТГУ, Томский государственный университет. Методы устранения межкультурных барьеров при обучении иностранных студентов в поликультурной среде.
  8. Ощепкова Екатерина Сергеевна, старший научный сотрудник, канд. филол. наук, Институт языкознания РАН, отдел психолингвистики. Свизева Ксения Олеговна, преподаватель, НИИ Московский Физико-Технический Институт, Департамент иностранных языков. О роли мотивации при овладении иностранным языком.
  9. Прохорова Анна Александровна, доктор педагогических наук, доцент; профессор кафедры непрерывного психолого-педагогического образования Ивановского государственного университета, г. Иваново. Применение мультилингвальных технологий в процессе обучения иностранным языкам в высшей школе
  10. Розанова Яна Викторовна, старший преподаватель, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Школа базовой инженерной подготовки, Отделение иностранных языков. Новые образовательные технологии как механизм интеграции новой роли преподавателя          
  11. Сбойчикова Мария Владимировна, старший преподаватель, ТГУ, кафедра английского языка естественнонаучных и физико-математических факультетов ФИЯ. Цифровизация образования
  12. Сергеева Ольга Владимировна, аспирант Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, г. Пермь; старший преподаватель кафедры русского и иностранных языков Ивановского государственного энергетического университета им. В.И. Ленина, г. Иваново. Языковая личность будущего инженера как лингвокультурного медиатора: теоретический аспект
  13. Харапудченко Ольга Владимировна, ст. преподаватель, ТГУ, ФИЯ, кафедра английского языка естественнонаучных и физико-математических факультетов. Научно-коммуникативная среда для обучения устному иноязычному дискурсу
  14. Чечёткина Алёна Игоревна, аспирант Ивановского государственного университета, преподаватель Института гуманитарных наук, г. Иваново. Особенности применения многоязычных образовательных платформ на занятиях по иностранным языкам в высшей школе
  15. Шульгина Елена Модестовна, к. пед. н, наук, доцент, заведующий кафедрой английского языка естественнонаучных и физико-математических факультетов, Томский государственный университет. Смена образовательной модели обучения иностранному языку студентов нелингвистических направлений бакалавриата.
  16. Ямкина Ирина Александровна, аспирант Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, г. Пермь; старший преподаватель кафедры русского и иностранных языков Ивановского государственного энергетического университета им. В.И. Ленина, г. Иваново. Роль профессионально-ориентированных многоязычных веб-сайтов при обучении иностранным языкам студентов технических профилей
В  докладах поднимались актуальные вопросы организации современного образовательного процесса с использованием инновационных средств обучения, выделялся меняющийся образ студента, определялась важность развития надпрофессиональных умений выпускников для повышения их конкурентоспособности на рынке труда. Подчеркивалась проблема изменения роли преподавателя, готового не к традиционной передачи знаний обучающимся, но переход его в организатора, консультанта, модератора учебного процесса, когда студенты сами выступают как полноправные субъекты образовательного процесса. Затрагивались вопросы мультилингвального образования в техническом вузе, когда знание не одного, а нескольких иностранных языков является современным требованием, предъявляемым к будущим инженерам для повышения эффективности их профессиональной деятельности. В докладах анализировались результаты проведенных исследований по внедрению модульной технологии в обучении, предлагались современные электронные учебные пособия на различных платформах для организации самостоятельной работы обучающихся, по использованию технологии коворкинга для развития лингводидактической среды при обучении иностранным языкам, применению профессиональных веб-сайтов для разработки дидактических материалов в электронном учебном пособии. Несколько докладов было посвящено проблеме билингвизма, разработке инструментария для мониторинга его становления у обучающихся, выявлению особенностей построения учебного процесса при обучении двум и более иностранным языкам. Безусловно, участники конференции не смогли обойти стороной проблему цифровизации образования, изменения мышления обучающихся в связи с меняющимися условиями усвоения знаний и умений, о возрастающей роли мотивации в учебном процессе, когда выявление предпочтений обучающихся может стать основой для определения специфики организации учебного процесса.
В целом, заседание секции прошло в дружественной обстановке, участники задавали интересные вопросы и были готовы к обсуждению деталей представленных исследований. 
Хочется выделить доклады научного руководителя Прохоровой Анны Александровны и ее 4 аспирантов из Ивановского государственного университета, Ивановского  государственного энергетического университета и Института гуманитарных наук г. Иваново, которые представили разработанную модель мультилингвального обучения студентов технических специальностей с применением самых современных технологий и средств обучения. Крайне интересным было представление электронного пособия «Английский язык и страноведение» на платформе MOODLE, разработанного группой авторов во главе с деканом ФИЯ Новосибирского государственного педагогического университета Костиной Екатериной Алексеевной.