ОТЧЕТ
Секция 9 «Когнитивные и психолингвистические аспекты исследования языка»
Руководители
- Нагель Ольга Васильевна, д-р филол. наук, декан факультета иностранных языков Национального исследовательского Томского государственного университета.
- Резанова Зоя Ивановна, д-р филол. наук, профессор, зав. кафедрой общего, славяно-русского языкознания и классической филологии, заместитель зав. лабораторией лингвистической антропологии Национального исследовательского Томского государственного университета.
Работа
секции 9 «
Когнитивные и психолингвистические аспекты исследования языка» была ориентирована на обсуждение нового вектора развития когнитивного направления исследований. В секции принимали участие представители разных научных школ из 7 регионов Российской Федерации и в результате в докладах были представлены альтернативные взгляды и фокусы как на теоретические, так и на практические аспекты когнитивных исследований языковой личности, категорий и концептуальных метафор (
Авраменко Олеся Владимировна Концептуальная метафора кормления в русском и английском языках. Александров Олег Анатольевич Метаязыковые представления российских немцев в "зеркале" наивной фольклористики. Бахарева Дарья Михайловна К проблеме концептуального разграничения "Лжи" и "Обмана", Рыжова Ольга Владимировна Метаязыковые рефлексии родного и осваиваемого языка ранними естественными билингвами, Гартунг Стелла Рудольфовна Реализация категории «некомпетентность» в российском коммуникативном пространстве.), включая специфику форматов представления результатов научных исследований (
Клинкова Юлия Сергеевна Эстетика научной коммуникации: каноны статьи). Обсуждалось новое развитие теории концептуальной метафоры с привлечением новых объектов, нового материала исследования (
Шиляев Константин Сергеевич Концептуальная метафора пространства в текстах книг об игровой аддикции.). Интересным представилось соединение классической методологии когнитивных концептуальных исследований с психолингвистическими методиками и статистическими методами сбора и обработки данных, был отмечен интерес к привлечению формализованных методов анализа, изменяющих доказательную базу лингвистического исследования, обсуждение велось в парадигме разного методологического аппарата: текстологического и экспериментального (
Коршунова Ирина Сергеевна, Палий Валерия Евгеньевна Когнитивная обработка грамматической категории падежа русского языка тюркско-русскими билингвами и носителями русского языка как родного, Палий Валерия Евгеньевна Характер корреляции эмоциональной оценочности с другими релевантными психолингвистическими параметрами (размером и расположением в пространстве). В этом аспекте особый интерес вызвал доклад Бочарова Алексея Владимировича
Возможности использования конкордансов для автоматизации учета дискурсивных контекстных факторов эмоционально-оценочных маркеров в изучении тональности медиа текстов, в котором был представлен потенциал нового инструмента для корпусных исследований языковых реализаций категорий и концептов. Доклад
Козаренко Ольги Михайловны о
Страхе говорения на втором иностранном языке: причины и пути преодоления был интересен с точки зрения реализации педагогических практик, основанных на когнитивных и психолингвистических теориях в области эмоционального интеллекта, разных аспектов тревожности, включая языковую (
Федоровский Александр Евгеньевич, Атаманова Инна Викторовна Апробация опросника языковой тревожности). В рамках когнитивного и психолингвистического подходов были представлены результаты исследований языкового и метаязыкового сознания будущих переводчиков (
Нагель Ольга Васильевна, Темникова Ирина ГеннадьевнаВыявление содержательных характеристик процесса становления функционального билингвизма у студентов лингвистических направлений подготовки (английский язык); Швецова Юлия Олеговна Влияние грамматической интерференции рабочих языков переводчика на качество письменного перевода)
Перевод как процесс также рассматривался с новых позиций с учетом изменений в технологии осуществления деятельности (Коканова Елена Сергеевна
Когнитивный аспект исследования постредактирования машинного перевода.)
Участники секции поблагодарили организаторов конференции за предоставление возможностей для научного диалога и высказали надежду на продолжение обсуждения заявленных проблематик и в дальнейшем на коммуникативных площадках Международной научной конференции «Язык и культура».
География участников секции:
- Томский государственный университет
- Казанский федеральный университет
- Российский университет дружбы народов
- Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского
- Волгоградский государственный университет
- Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
- Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Список участников обсуждения секция 9:
- Абдулганеева Ирина Игоревна
- Авраменко Олеся Владимировна
- Александров Олег Анатольевич
- Бахарева Дарья Михайловна
- Бочаров Алексей Владимирович
- Гартунг Стелла Рудольфовна
- Клинкова Юлия Сергеевна
- Козаренко Ольга Михайловна
- Коканова Елена Сергеевна
- Коршунова Ирина Сергеевна
- Нагель Ольга Васильевна
- Палий Валерия Евгеньевна
- Рыжова Ольга Владимировна
- Резанова Зоя Ивановна
- Федоровский Александр Евгеньевич
- Шиляев Константин Сергеевич
- Швецова Юлия Олеговна